|
ИСТОРИЯ СЕЛА БОГОЯВЛЕНСКОГО И ЕГО СВЯТЫНЬ
По благословению митрополита
Симбирского и Новоспасского Прокла
По преданию, село основано монахами из Костромского монастыря в честь святого Богоявления 1655-1661 г. Раньше село называлось Богоявленским.
Это название сохранялось до 1917г., т.е. до начала революции, и многие старожилы помнят и даже называют его Богоявленским.
Официальной же датой основания села считается 1670 год, когда по повелению царя Алексея Михайловича, как его называли - “Тишайшего”,
был воздвигнут Майский острог, чтобы защитить границы Руси от захвата и грабежа кочевников. Строителем этого острога был прислан полковник
Гаславский, который сыграл большую роль в его основании и устройстве. Гаславские жили в селе до 1917 г. Последний из их рода был женат на
полячке и, по-видимому, уехал в Польшу. Салов –первый воевода – мэр острога .
Одна из ранних, церковь в селе построена в 1777 г., она была деревянной, имела два престола:
1. Богоявленский;
2. Св. Николая Мирликийского.
Каменный храм в честь Св. Богоявления был воздвигнут в 1823 году старанеями и на средства графа Дмитрия Николаевича Блудова,
известного государственного деятеля, члена комитета по освобождению крестьян от крепостного права. Его имение находилось недалеко
от села Богоявленское – в селе Танкеевка(Татария). У графа было много земель. При любой возможности он покупал земли и устраивал
крестьянские общины. В Богоявленском у него тоже была община, ее называли Блудовщина. Всего в селе было 11 общин:
-община государственная;
-община удельных крестьян, которые принадлежали непосредственно царю. Они были более обеспеченными.
-остальные общины принадлежали помещикам.
Достопримечательностью района являлось с. Головкино в 9 км южнее Старой Майны.
При Петре I эти земли принадлежали канцлеру Российского государства Головкину. При царице Екатерине II земли перешли к графу Орлову Ивану Григорьевичу, который переехал сюда жить. Это был старший из пяти братьев Орловых. Григорий Орлов был фаворитом царицы, отличился борьбой с чумой в Москве. Алексей развел знаменитую породу орловских рысаков. Отличился в Чесменской битве, разбил и сжег турецкий флот. За эту битву получил звание и стал величаться князь Чесменский. Екатерина II наградила братьев именьями и деньгами.
В 1765 году, путешествуя по Волге на галере “Тверь”, Екатерина II в сопровождении графа Григория заезжала в с. Головкино к графу Ивану. Галера пристала к берегу в 12 км от с. Головкино. Собравшиеся жители удивили царицу. Существует легенда: всю дорогу от пристани до с. Головкино ( 12 км ) крестьяне посыпали солью и привезли царицу не в карете, а на санях, т.к. сани по соли едут легко, как по снегу. А было это летом.
К приезду царицы были срублены две избы и соединены в виде терема. Екатерина II ночевала ночь в новом срубленном доме. По приезду в Санкт-Петербург царица выделила деньги для постройки на месте деревянного дома дворца и церкви и даже освободила крестьян от подати на 3 года, чтобы они участвовали в строительстве.
Дворец и церковь были построены по проекту знаменитого архитектора Баженова и являлись архитектурным памятником и украшением нашего симбирского края. Дворец разобрали после революции, а церковь стояла до 50-х годов XX столетия.
Село Ивановка, где в свое время находилась чудотворная икона “Боголюбивая”, расположено в 15 км южнее р.п Старая Майна в живописном месте, окруженном густым сосновым бором. Каменная церковь заложена 17 октября 1892 г. В честь чудесного события.
Существует предание, что эта икона писана и освящена на святой горе Афон, затем передана царским домом в дар этому храму, земли и угодья которого непосредственно принадлежали царю.
Другое предание гласит, что икона была обретена у источника, который до сего дня почитается в селе святым.
Престол был освящен в храме в честь”Боголюбивой” Божией Матери, которая явилась избраннику своему- князю Андрею, сыну великого князя Киевского Юрия Долгорукого.
В 1155г. Князь Андрей вез образ Божией Матери из Вышгорода в Ростов. Внезапно лошади встали. Сколько раз люди ни пытались сдвинуть с места возок с “Чудотворной” иконой- все напрасно.
Царица Небесная явилась князю Андрею в шатре, разбитом на крутом берегу полноводной Клязьмы, далеко за полночь, когда усталого князя стал сковывать сон. Пологи шатра распахнулись,
и на пороге в неизреченном сиянии предстала Богородица, “Не хощу да образ Мой нести в Ростов, но во Владимире поставь его”.
Образ, который вез князь Андрей, стал впоследствии называться “Владимирским”. А Матерь Божия, которая явилась ему во сне, и по его словам,
написанная художником-иконописцем, стала называться “Боголюбивой”. Храм Боголюбивой Божией Матери в 1960 г. Постигла та же страшная участь, как и многие
другие храмы Симбирской Епархии. Он был опечатан. Как свидетельствуют очевидцы, ценные иконы, писанные на золоте, вывезли на двух машинах в неизвестном
направлении. “Чудотворную” икону побоялись уничтожить, и она хранилась в заточении в запасниках Исторического музея до 1989 г. Храм закрыли через 15 дней
после празднования престольного праздника Боголюбивой Божией Матери – 1 июля. Рассказывают, что, когда вынесли после службы икону на крестный ход, Образ
на иконе стал “метаться” то направо, то налево, то начинал ярко сверкать божественным светом.
|
|
|
|
|
|
| |
|